Вышел в свет очередной номер нового научного журнала «Res Cresoviana»
10 апреля 2020 года. В Люблине вышел в свет очередной номер нового научного журнала «Res Cresoviana». Это первое из рецензируемых научных изданий Польши по проблематике исследований польского восточного пограничья (Восточных Кресов).
Журнал «Res Cresoviana» основан в 2019 году в рамках деятельности Института памяти и культурного наследия восточного пограничья (Instytut Pamięci i Dziedzictwa Kresowego). Целью издания является пробуждение в обществе и науке интереса к Кресам, то есть к истории, культуре, религиозной жизни, положению национальных меньшинств, церквей и конфессий на территориях, входивших в состав восточной части межвоенной Польши (1918-1939). В журнале в рамках заявленной тематики публикуются научные материалы по истории, литературоведению, богословию и социологии.
Главный редактор «Res Cresoviana» – профессор Люблинского католического университета им. Иоанна Павла II, доктор гуманитарных наук, Председатель Правления Института памяти и культурного наследия восточного пограничья Влодимерж Осадчий. Членом редакционного комитета журнала является Президент Института современных гуманитарных исследований, доктор теологических наук Андрей Мельков.
Новый выпуск «Res Cresoviana» носит название «Город, который всегда был верным… Львов в жизни Второй Речи Посполитой (1918-1939)» (Gród, co Semper był Fidelis… Lwów w życiu II Rzeczypospolitej Polskiej (1918-1939)) и включает в себя материалы прошлогодней международной конференции, которая состоялась в Люблине и была посвящена столетнему юбилею воссоединения Львова с возрожденным Польским государством. Конференция состоялась в рамках II Конгресса кресовых организаций Польши. Этот номер «Res Cresoviana» посвящен выдающемуся религиозному деятелю и богослову, кардиналу Мариану Яворскому, много лет бывшему митрополитом-архиепископом Львовским.
Во вступительном слове к очередному номеру издания его главный редактор профессор В. Осадчий, в частности, сказал: «История Львова в возрожденной Польше, успехи и достижения города, стали частью, пожалуй, самого запоминающегося и яркого, так называемой польской легенды Львова. С этим периодом особым образом связан девиз "Semper Fidelis" (всегда верен), который был начертан на гербе города. Львы у Арки Славы на кладбище защитников Львова метафорично представляют собой не только охранителей всегда верного города, но и защитников основ как польской, так и всей западной цивилизации. Бесчисленная художественная литература возникла во Львове и, написанная львовянами, навсегда вошла в канон польской литературы. Великие имена пастырей Церкви, государственных деятелей, художников и ученых образуют великолепную когорту львовян, умножающих величие Речи Посполитой и обогащающих копилку достижений человеческой цивилизации.
Помимо событий, персонажей, достижений польский Львов славился своей специфической неповторимой атмосферой своеобразного духа, которым не обладали никакие другие города. "Львов казался улыбчивым, веселым, гостеприимным. Яркие дома приглашали внутрь, скамейки – для отдыха, прохожие – для разговора... Львов был обязан своим характером эмигрантам с юга, которые, начиная с XII века, находили убежище в этом городе... Львов имел свой оригинальный характер. У него было обаяние, которое все сразу чувствовали, но которое именно постфактум описать трудно. Во Львове люди казались симпатичнее, солнце теплее, когда была хорошая погода, а когда ее не было, то дождь лился не так безнадежно, как в других польских городах. Во Львове здания были аккуратнее, крыши краснее, архитектура изящнее, стены белее, известь светлее, карнизы гнулись более барочным ритмом. Львов был слишком прекрасен, чтобы его можно было выразить одним образом".
Тот Львов кончился. Ушла формировавшаяся на протяжении многих веков львовская цивилизация… После падения коммунистического режима новая реальность создавалась, казалось бы, в условиях демократии и свободы, но она и в малой степени не напоминает ту, не столь далекую в историческом измерении, незабываемую львовскую атмосферу. В городе, когда-то всегда верном, всегда улыбающемся, открытом и гостеприимном теперь не хватает места для польского дома. Латинская церковь, эта неизменная хранительница и символ принадлежности к Западной Европе, испытывает дискриминацию и ограничения. Новые властители города, как их коммунистические предшественники испытывают панический страх перед упоминаниями о польском прошлом Львова, о его многовековой традиции, вросшей в латинское цивилизационное пространство…
Трудно ожидать, что память о том Львове будет храниться в его стенах. Более вопиющей является культурная и цивилизационная пропасть между былой реальностью и нынешней. К сожалению, Польша тоже боится того Львова. Он не помещается в официальные фантасмагорические политические доктрины, действующие в политической жизни. Для святого спокойствия легче наслаждаться львовской амнезией и закрывать глаза на вопиющее глумление не только над ценностями, священными для Польши и поляков, но и на нарушение общих правил демократического и европейского общества, которое якобы строится и укрепляется на востоке континента…».
В свежем номере «Res Cresoviana» затронуты широкие историко-культурные вопросы, формирующие исторический образ Львова как города Semper Fidelis.
Воинский подвиг и его величие, видимый символ которого в виде кладбища защитников Львова нашли свое отражение в текстах видных польских ученых, изучающих историю восточных земель и традиции Кресов – профессора Тадеуша Трайдоса и профессора Станислава Ничеи.
В дополнение к этим основательным материалам опубликована статья молодого ученого, магистра Кшиштофа Забирка, посвященная польской авиации во время боев за Львов.
Владыка Мариан Бучек, бывший на протяжении многих лет викарным епископом во Львове, рассказывает о личности святого архиепископа Иосифа Бильчевского, великого львовского пастыря и учителя народа в трудные моменты борьбы за независимость Католической Церкви.
Взгляд со стороны на вопрос о польском Львове представлен в статье Александры Осадчей, обращающейся к малоизвестным, но очень метким рассуждениям итальянского посла Франчески Томмазини, ставшим свидетелем формирования возрожденного Польского государства.
Профессор Влодимерж Осадчий, а также доктор Беата Ковальская-Щонко вспоминают о славной истории Львова как особого города в возрожденной Польше. Города, который процветал, развивался, обладал огромным научным, академическим потенциалом, перед которым открывалось прекрасное и великое будущее.
Это очарование и особая атмосфера «того Львова» нашли свое отражение в художественной литературе, о чем написали в своих статьях Станислав Сороковский и доктор Рената Помаранская.
Польский Львов в XX в. имел свою особую визитную карточку – Восточную ярмарку – необычное торгово-промышленное предприятие, дальновидное, геополитическое, ориентированное на развитие города и страны, на формирование важного торгового центра, соединяющего Европу с бескрайним Востоком. Очерк, описывающий историю этой грандиозной инициативы, представил магистр Петр Панасюк.
Львов ассоциируется с мощной плеядой великолепных, широко известных личностей, которых не смогла стереть из истории Польши и народной памяти ни коммунистическая цензура, ни политкорректность. Перечисление, пусть и краткое, одних только имен займет сотни страниц. Важный вклад в развитие львовской биографистики вносит статья доктора Ричарда Гаевского, посвященная несправедливо забытому экономисту и общественному деятелю – Леопольду Каро.
Материалы нового научного журнала «Res Cresoviana» в настоящее время доступны в свободном доступе и индексируются в авторитетных международных наукометрических базах: Index Copernicus, Киберленинка, ResearchBib, WorldCat, Google Scholar.
Информационная служба ИСГИ