Басов Ф.А. Александр Рар: «Холодный друг»

28 января 2013 г. известный немецкий внешнеполитический мозговой центр ДГАП (Немецкое общество внешней политики) проводил первое в новом году собрание своих членов. Приехавшие из разных городов Германии в Берлин участники не только приняли поправки к уставу общества, но и имели возможность лично присутствовать на торжественных проводах Александра Рара с поста руководителя Центра им. Бертольда Байтца и приветствия нового руководителя этого подразделения исследовательского института ДГАП доктора Эвальда Бельке.

Александр Рар покинул ДГАП, в котором проработал 18 лет, еще летом 2012 г., став сотрудником энергетической компании „Wintershall“. Этому была посвящена статья «Политолога позвала труба», опубликованная в Коммерсанте. Однако недавние официальные проводы Рара из ДГАП являются поводом для того, чтобы познакомить русскоязычную аудиторию с очередной книгой о России Александра Рара. Несмотря на то, что презентация книги «Холодный друг» (Rahr Alexander. Der kalte Freund – Warum wir Russland brauchen: Die Insider-Analyse. München, Hanser Verlag, 2011. 352 S.) прошла еще 27 сентября 2011 г., книга до сих пор не нашла отклика в русскоязычной среде: были сообщения о презентации, но не было рецензий. Презентация книги была важным событием для тех в Германии, кто формирует немецкую политику в отношении России: политиков, дипломатов, бизнесменов, экспертов и представителей академического сообщества.

Полное название работы - «Холодный друг. Почему нам нужна Россия: мнение инсайдера». Рар по праву может считать себя инсайдером, так как он действительно хорошо знает Россию, русских, русскую историю, а также политическую элиту современной России, что и демонстрирует в книге. Он родился в русскоязычной православной семье активных участников НТС (Народно-трудового союза).

На презентации экс-министр иностранных дел Германии Ф.-В. Штайнмайер сказал, что «никто так не заботится об отношениях с Россией, как Александр Рар, и появление этой книги лишнее тому подтверждение». Являясь вероятным будущим министром иностранных дел, Штайнмайер заявил, что Германии нужна новая, более сильная политика в отношении России, чем та, которую проводит нынешнее правительство.

«Холодный друг» не является сухим научным анализом. Автор предлагает читателям посмотреть на нашу страну внимательнее и избавиться от стереотипов, которые имеют место на Западе. Главная идея книги - Германия и Запад нуждаются в России. Рар убежден, что Запад недооценивает Россию, считая, что она более неважна.

В главе «Разыгрывает ли Германия российскую карту» Александр Рар пишет о том, что «Германии предопределены особые отношения с Россией». У России и Германии есть общность судьбы. Автор отмечает и то, что после окончания холодной войны Россия делает большую ставку на Федеративную Республику, что подтверждается опросами общественного мнения в нашей стране.

Около трети работы автор, являясь сторонником прагматизма в политике, посвящает экономической проблематике. «Мы должны признать, что в XXI веке конфронтация не будет происходить по линии свободные государства – тоталитарные государства, как это было в ушедшем ХХ столетии». Основным вопросом XXI века является вопрос обеспечения ресурсами в условиях, когда население Земли увеличивается. В связи с все более вероятными энергетическими кризисами мировая экономика скоро будет контролироваться странами, располагающими необходимыми полезными ископаемыми. Также открытым остается вопрос о том, будет ли в будущем модель государственного капитализма (смешанной экономики) более востребованной и успешной, чем современная либеральная модель. Аргумент Запада, что соперничество за зоны влияния является прошлым, лицемерен.

Зависимость Европы от газа, по убеждению автора, не снизится. Экологические требования, снижающие значение нефти и угля, постепенный отказ Германии от атомной энергетики являются условием этого. Главу «Может ли Россия перекрыть нам газ?» Рар называет ключевой. Этот вопрос, по его мнению, является одним из самых главных в отношениях между Россией и Германией, Россией и Европейским Союзом. Развитие экологических технологий требует использование редкоземельных металлов, которыми также богата наша страна. Россия – это не только полезные ископаемые, но и земли сельскохозяйственного назначения, и лес, и пресная вода. Изменение климата играет на руку России: в Арктике можно будет легче добывать нефть и газ, можно будет активней использовать Северный морской путь, развивать инфраструктуру заполярной России. Автор книги призывает инвестировать в Россию, причем не только в энергетический сектор. Россия важна для немецкого экспорта как рынок.

Почему наступил крах Советского Союза? Из-за экономических санкций и гонки вооружений, инициированных США, или же из-за конструктивной политики «изменения через торговлю» или «изменения через сближение», которую проводила Федеративная Республика по отношению к странам Восточного блока, начиная с правления Вилли Брандта? Вероятно, обе стратегии сыграли свою роль. По мнению Рара, договор СБСЕ также был следствием политики «изменения через сближение». Традиция взаимовыгодных германо-российских торгово-экономических отношений пережила развал Советского Союза. Германия нуждается в российских ресурсах, а Россия – в немецких технологиях. По мнению Рара, для Германии важно сохранить свои позиции в отношениях с Россией.

Автор подробно перечисляет сферы для возможного сотрудничества с Россией в сфере безопасности, подробно рассказывает и о противоракетной обороне, и об Афганистане, о замороженных конфликтах и о прочих совместных угрозах, резюмируя наличие общей повестки дня в сфере безопасности у стран ЕС и России.

В отношении России Александр Рар высказывает однозначную позицию: Россия является частью Европы. Российская модернизация, по мнению автора, возможна только в европейском контексте. Но если Украина, по мнению Запада, должна вступить в ЕС, то почему этого же не предложить и России? Он критикует замысел Восточного партнерства, изначально не включавшего в программу Россию. Возможно, что единство Европы на востоке континента может быть завершено только с присоединением России. Вступление России в европейские институты могло бы автоматически включить страны, находящиеся между ЕС и Россией, в Европу. Как член общеевропейского дома Россия будет одним из его финансовых спонсоров. Визовый режим между Евросоюзом и Россией Александр Рар называет современной Берлинской стеной.

Запад, как считает Рар, многое упустил в своих отношениях с Россией. Автор отмечает, что теперь Россия рассматривает Европу не как сообщество ценностей, а как «концерт держав». Возможно, Россия сама не хочет вступать ни в ЕС, ни в НАТО, так как это подразумевает передачу Брюсселю части суверенных компетенций. Но Россия хочет жить с другими странами Европы в общем экономическом пространстве и в общем пространстве безопасности. Сегодня Россия больше не хочет на Запад, она создает свою собственную реинтеграционную модель на постсоветском пространстве, которая будет соперничать и, возможно, успешно, с Евросоюзом. Рар пишет: Запад слабеет. Американский доллар в будущем не будет единственной резервной валютой. Слабеет и Евросоюз. Хотя высокие чины ЕС и верят в то, что через два десятилетия такие страны, как Украина, Белоруссия и Молдавия, займут свое место в ЕС, но развитие может пойти по совершенно иному сценарию.

Один из тезисов книги: Запад должен заинтересовать Россию, должен не уступить Китаю свои позиции в деле сотрудничества с нашей страной. Автор обращает внимание на то, что для российского руководства все более привлекательным становится сотрудничество с Китаем, который заинтересован в ресурсах северного соседа, не выдвигая при этом претензий по правам человека и демократии. Китай готов поддержать Россию в защите российских интересов в Арктике. Если раньше КНР нуждалась в российских технологиях, то теперь по технологиям Китай обошел Россию. Автор призывает брать в пример прагматическую политику КНР.

Рар открывает работу фразой: «Учить Россию демократии – безнадежное предприятие», тем самым приглашая немецких читателей к дискуссии. «Россия является слишком гордой страной, чтобы сидеть за партой, а Запад не подходит на роль примерного учителя».

Автор пытается ответить, почему Россия и Запад после окончания холодной войны не стали друзьями и союзниками. «Неужели восточнославянские страны являются непригодными для демократии, или им просто не повезло с проводниками демократии?» В постсоветских странах хоть и возникли демократические институты, но они не были наполнены демократическим содержанием, не было подходящих политиков. После жесточайшего кризиса начала 1990-х годов, деградации социальной системы, развала государства для населения восточнославянских стран стабильность была важнее, чем плюрализм и политические свободы. В отличие от Германии, на Востоке Европы слово «демократия» приобрело, в том числе, негативный оттенок. Часть вины за сложности посттоталитарной трансформации в России можно возложить и на Запад.

Половинчатость реформ Горбачева, не давших настоящих политических свобод, но приведших к драматическим экономическим последствиям и анархии, не оставила сверхдержаве шансов на выживание. Новые независимые государства, включая Россию, стали ориентироваться на Запад. Только он мог помочь. Россия тогда была готова брать уроки у Запада и учиться у него.

Радикальность наступления дикого капитализма на совершенно неподготовленное население привело страну к глубокому экономическому кризису и социальной депрессии. В такой ситуации активизировались коммунисты и националисты. Запад поддерживал все, что удаляло Россию от коммунизма. Поэтому он закрывал глаза на дикое самообогащение новой русской элиты, на то, что страной правил не закон, а деньги. После победы над парламентом в борьбе за власть в 1993 году Ельцин изменил Конституцию. Это сделало страну суперпрезиденстской республикой и создало условия, позволяющие сойти с пути демократического развития. Тогда Запад промолчал.

Запад действовал по отношению к России недальновидно. Он, например, требовал и требовал возвращения долгов. Возможно, ему следовало бы заплатить больше за мирное окончание холодной войны? У Запада также не было сил и средств для того, чтобы помешать бывшим коммунистическим руководителям прийти к власти в новых независимых государствах.

Ориентированная на демократические ценности политика Запада в отношении России мешает развитию конструктивных отношений. Поскольку Россия воспринимается как часть Европы, то с нее Запад и спрашивает больше, чем, например, с Китая. Эти требования к России, по мнению Рара, завышены. Рар сравнивает положение России, которая 20 лет назад преодолела коммунизм, с положением ФРГ спустя 20 лет после краха национал-социализма: с 1949 по 1963 гг. в Бонне бессменно правил К. Аденауэр, а в Баварии до сих пор и тоже бессменно у власти находится партия ХСС (Христианско-социальный союз).

Мысль о необходимости сделать ставку на Realpolitik в отношениях с Россией, косвенно подтверждаемая тем большим вниманием, уделяемым автором экономической проблематике, является предметом критического обсуждения. Экс-министр иностранных дел Ф.-В. Штайнмайер, соглашаясь с позицией Рара о первоочередности прагматического подхода в отношении России, убежден, что полного отказа от ценностей в диалоге с Россией невозможен и неправилен.

Однако российская действительность представлена в книге отнюдь не идиллически. По мнению самого автора, книга могла показаться российскому читателю слишком критичной. Рар обеспокоен тем, что в России поднимает голову сталинизм. «Для исторической памяти, - пишет автор, - бывает полезнее не память о вине и преступлениях (как, например, в Германии), а забвение». При этом А. Рар указывает на то, что «Путин и Медведев принадлежали в так называемой «красной аристократии», - дед Путина работал в аппарате Сталина, а дед Медведева активно проводил коллективизацию». Автор предлагает создать на какой-либо из дач Сталина под Москвой музей преступлений сталинизма.

Автор указывает и на очевидные слабости российской экономики. Чтобы иметь возможность играть значимую роль в будущем миропорядке, Россия должна сначала привести в порядок свою экономику. В книге показаны противоречия российской экономики. Например, ставшая данностью всеохватывающая коррупция. Российская экономика еще недостаточно интегрирована в глобальное хозяйство.

В главе «Кто правит Россией?» Рар подробно знакомит немецкого читателя с историей возникновения «команды из Смольного» и с отношениями в тандеме. Во время президентства Медведева Рар писал: «Формально в России высшая власть принадлежит президенту, но Путин держит в своих руках принятие самых важных решений». Рар сравнивает такое положение дел с деятельностью Дэн Сяопина, который «всегда правил из-за кулис». Путин и Медведев очень долго работают вместе, чтобы тандем был неустойчивым.

Автор отмечает, что Медведев либерал, выступает за модернизацию, а Путин является сторонником китайской экономической модели. «Если образцом для Медведева является Александр II, царь-освободитель, то для Путина – Александр III, царь-миротворец». Согласно линии автора, высшее политическое руководство в России можно поделить на либералов, тяготеющих больше к Медведеву, и силовиков, подчиняющихся исключительно Путину.

Автор рассказывает читателю о выходцах из России в Германии. Вполне возможно ожидать, что в скором будущем одну из немецких партий возглавит выходец из России, которых, как считает Рар, не хватает в политике Германии. Рар указывает, что если немцы и евреи, приехавшие в Германию из бывшего СССР, могут играть роль в развитии германо-российских отношений, то этого вряд ли следует ожидать от состоятельных русских бизнесменов, чьи семьи живут в Германии из-за комфорта, но при этом не участвуют в немецкой жизни.

Живые истории о полутора десятках русских представлены в главе «Что думают русские?» Эта глава дает читателю возможность лучше узнать русских, понять, что они думают, разрушить имеющиеся стереотипы. Александр Рар описывает людей разного возраста, социального статуса, политических взглядов, совершенно разных людей. Рар выступает здесь и как знаток русских, и как переводчик для немецких читателей. Автор представляет, как своих друзей, неизвестных читателю, так и вполне узнаваемых лиц, таких как Владислав Сурков, Лилия Шевцова, журналист Максим (Шевченко).

Автор оставляет вопрос о будущем России открытым. Книгу завершает глава «Октябрьская революция 2017 года». Это – один из возможных сценариев, ведь «в современном апокалипсическом мире ничего нельзя исключать». Глава вне существующих правил политологии, художественная история. В форме сообщений газет, информационных бюро, радиоперехватов дается хроника событий 2017 года. В главе автор проводит прямые параллели с событиями 1917 г. – двумя революциями, апрельскими тезисами, корниловским мятежом, большевиками и временным правительством. В результате – победил народ. Большие надежды автор связывает с молодым поколением, которому предстоит развивать Россию и российско-германские отношения в будущем.

Книга подробно освещает многие вопросы и сюжеты российской истории. «Холодный друг» Александра Рара не предстает перед читателем холодным, а живо показан автором в своем прошлом, настоящем и в будущем. Представленная книга является не только научной работой, но и художественным произведением, интересно и живо написанным.

«Холодный друг» написан, в первую очередь, для немецкого читателя, но очень интересен и читателю российскому. Книга позволяет лучше узнать современные реалии России, а значит, способствует пониманию страны. «Холодный друг» - та книга, которая будет участвовать в формировании представления о России у немецкого политического класса и экспертного сообщества.