Вышел первый номер нового научного журнала «Res Cresoviana»

4 марта 2019 года. В Люблине вышел в свет первый номер нового научного журнала «Res Cresoviana». Это первое из рецензируемых научных изданий Польши по проблематике исследований польского восточного пограничья (Восточных Кресов). 

Первый выпуск журнала посвящен памяти жертв бандеровского геноцида на Волыни и печальной 75 годовщине волынской резни. Поэтому первый номер вышел под заголовком «Волынь '43: борьба за память – борьба за Польшу».

Главным редактором «Res Cresoviana» является доктор гуманитарных наук, профессор Влодимерж Осадчий – директор «Института памяти и культурного наследия восточного пограничья» (Instytut Pamięci i Dziedzictwa Kresowego), член редакционной коллегии Международного электронного научного журнала «Studia Humanitatis».

В первом номере «Res Cresoviana» свои статьи опубликовали: автор сценария легендарного фильма «Волынь» Станислав Сроковский (Кресы как моральная ценность),  епископ Марьян Бучек (Римско-католическая Церковь на Украине навстречу к польско-украинскому примирению в любви и истине), профессор Чеслав Партач (Украинцы и поляки на пути к примирению и прощению за геноцид ОУН-УПА), профессор Влодимиреж Осадчий (Резня или война цивилизаций? Культурная и социальная обусловленность волынского преступления), доктор Рената Помараньская (Художественная литература как "носитель памяти" о мученичестве Кресов), доктор Адам Кульчицкий (Ересь национализма как препятствие для согласия между Греко-католической и Римско-католической Церквями), Марчин Скальский (Преступления против поляков во время польско-украинской войны 1918-1919 гг. Прелюдия волынской резни), профессор Анджей Вавринюк (Они служили Богу, людям и Отечеству. Духовенство Католической Церкви на Волыни во время испытаний),  доктор Люцина Кулиньская (Помощь соотечественников жертвам украинского геноцида на Волыни, в Полесье и в Восточной Малопольше в 1943-1944 гг.), Веслав Токарчук (Историческое расследование, направленное на установление имен и/или псевдонимов людей, которые убивали евреев в ноябре-декабре 1945 года в Словакии), доктор Анна Луцкая (Священник-кардинал Владислав Рубин и Станислав Луцкий – кресовяне и друзья: из Львова в Париж и Рим).

Издателем журнала «Res Cresoviana» является Институт памяти и культурного наследия восточного пограничья в Люблине, партнер ИСГИ.

Во вступительном слове к первому номеру издания его главный редактор профессор В. Осадчий, в частности, сказал: «Память о Кресах в настоящее время перешла в новую фазу, до сих пор неизвестную, и во многом непредсказуемую. После падения коммунистического режима в демократической Польше возникла кресовая проблематика, ставшая предметом общественного обсуждения. Она стала предметом тоски, сентиментальных воспоминаний, воспроизведения львовских песен, путешествий в Вильнюс, Львов и другие города. Именно с этих территорий происходит значительная часть современного польского населения, о чем нельзя было вспоминать в течение многих лет коммунистической диктатуры. Робко и с трудом открывалась правда о страшном геноциде, совершенном на Кресах украинскими националистами во время Второй мировой войны. Кресовяне смогли явным образом объединяться, объединяться в организациях, встречаться, устраивать праздники и памятные торжества.

… Одновременно с этим в польской политике кресовые мотивы явно не обозначались, они не были гордо подняты как элемент исторической памяти, как память великого историко-культурного наследия, оставленного предками. Польская политика оказалась в орбите единственно верной доктрины Гедройца, призывающей к максимально быстрому избавлению от памяти об "имперском прошлом" и построению отношений с вновь образованными странами на Востоке, основываясь на мифологии "Центрально-Восточной Европы" – геополитического эвфемизма, культивированного во времена холодной войны и обоснованного победившим Западом, приобретавшим от России все новые и новые области. К сожалению, Польша после политических реформ под знаменем восстановления суверенитета вошла в период новой зависимости, новой идеологической диктатуры… более изощренной, облаченной в современные цивилизационные одежды, обращающейся к таким модным лозунгам как демократия, европейство и толерантность…

В этом новом, терпимом и демократическом мире патриотические ценности были маргинализованы как опасные пережитки прошлого, несущие угрозу ксенофобии, национализма и даже фашизма. Упоминание о Кресах в политике памяти было неприемлемо. Оно стало лишь уделом старших страстных и сентиментальных мечтателей, не влияющих на государственную политику, создающих своеобразную резервацию. Кресовые организации были почти незаметны в политической и общественной жизни…

Все это сопровождалось плановой и последовательной денационализацией поляков на Востоке, разрушением памятников и заметанием следов польского присутствия на этих землях. Переписывание истории становится официальным интерпретацией, к которой поляки должны были относиться со всей серьезностью во время польско-украинских, польско-белорусских, польско-литовских научных форумов или посещая за пределами страны те великолепные места, которые ранее принадлежали Речи Посполитой. К общепринятым научным терминам были приравнены утверждения о польской оккупации Кресов, о победе белорусско-украинских войск под Грюнвальдом, о многонациональном Львове, в культуре которого, после упоминания шотландцев и итальянцев, также говорилось о поляках и их скромном вкладе в сокровищницу западноукраинского города.

Эти на грани абсурда нелепости сосуществовали с фантастической небрежностью по отношению к памяти жертв геноцида времен Второй мировой войны. Широко распространившиеся на Украине, в Литве, а также частично в Беларуси националистические настроения сильно влияли и влияют на состояние общества в этих странах. Ни одно из польских правительств в серьез не озаботилось судьбой останков жертв волынско-малопольского геноцида, не чествовало достойным образом подвиги патриотов, совершенные на Кресах (кроме тех, которые были связаны с борьбой против россиян), не занималось проблемой возврата римско-католических святынь, захваченных и оскверненных уже в независимых союзных государствах на Востоке…

Перелом случился после того, когда правда о трагедии  Кресов вышла на уровень публичной дискуссии, когда миллионы поляков посмотрели фильм "Волынь" Войцеха Смажовского. Под давлением кресовых организаций Сейм принял Постановление, осуждающее бандеровский геноцид и впервые называющее зверскую резню геноцидом. С огромным трудом, но все же удалось принять поправки в Закон "Об Институте национальной памяти", содержащий положения о запрете пропаганды символов и идеологии украинского национализма на территории Польши. Вступление кресовых организаций в общественную жизнь изменило их место и значение в обществе. Пресловутый пузырь, герметично отделяющий кресовян от влияния на жизнь страны, лопнул...

Кресы занимают минимальное место в политике памяти польского государства. Если и вспоминают о Кресах, то, как правило, в связи с преступлениями сталинизма и только в антироссийском контексте. Но такие самые болезненные и до сих пор кровоточащие вопросы, как, например, дело захоронения и достойного поминовения жертв бандеровского геноцида остаются на обочине официальной дипломатии и государственной политики. Правящий класс существует, будто за пределами реальности, и не хочет видеть, куда движется современный мир и какую роль в нем играет вопрос исторической памяти, и устами своих глашатаев говорит: "Оставим историю историкам"…

Задача кресовых организаций, объединяющихся в национальное кресовое движение,  является свидетельствование исторической правды и закрепление этой истины в контексте истории Польши. Это также и задача по увековечиванию памяти, которая бы обращалась к тем, кто пытается ради каких-то иллюзорных и сомнительных целей стереть ее или заменить сомнительным рассказом, навязанным чужим государством. Эта память также должна будить и испытывать совесть поляков как нации, как общества, выстроенного вокруг общей истории, которую, несмотря на усилия власть имущих, мы не отдадим историкам, мы не выбросим из общественной и политической жизни. Так, как не забывает свою боль еврейский народ, не оставляя трагедию Холокоста историкам, или как армянский народ не рассматривает геноцид армян только в категориях прошлого. Польский народ не является и не будет исключением в этом отношении, несмотря на неумелые манипуляции, и, что еще хуже – эксперименты с его памятью, его болью, его историей.

Я надеюсь, что новый журнал «Res Cresoviana» станет таким изданием, которое будет делать все, чтобы романтическая, идеалистическая и драматическая память о Кресах, являющаяся до сегодняшенго дня кровоточащей раной на теле польского народа, не угасла. Журнал будет отвечать новым вызовам эпохи. Он будет популяризировать важные, интересные и актуальные тексты. Мы верим, что издание станет известным и востребованным каждым, кто стремится к истине и хочет служить ей».

Информационная служба ИСГИ