Венедиктов В.Ю. Украина не попала на "парад автокефалий"

В Стамбуле, где располагается кафедра Константинопольского, или Вселенского, Патриарха, 6–9 марта состоялось собрание Предстоятелей поместных Православных церквей (по-гречески «Синаксис»). На собрании, естественно, присутствовала делегация РПЦ во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

Уже вечером 5 марта состоялась «братская беседа» Предстоятелей Константинопольской и Русской Церквей. В ходе этой беседы Патриарх Кирилл сказал Вселенскому Патриарху Варфоломею: «Вы знаете, что у нас очень строгая дисциплина во время первой седмицы Великого поста, и я всегда совершаю богослужения утром и вечером на разных приходах Москвы, но, получив ваше письмо, принял решение прибыть сюда». Таким образом, собрание православных архипастырей происходило вопреки строгой дисциплине и суровому посту – фактически в экстренном режиме. Предстоятели Православных церквей встретились на Фанаре (квартал Стамбула, где расположена Константинопольская Патриархия) для обсуждения насущных и важных, с их точки зрения, церковных вопросов.

6 марта в кафедральном соборе во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Фанаре прошел первый день собрания Предстоятелей и представителей Церквей. Открывая собрание, Вселенский Патриарх Варфоломей произнес неожиданную речь. Он назвал «чуждым православной экклезиологии» всякое представление, допускающее «всемирное господство какой бы то ни было поместной Церкви или ее Предстоятеля». Он также подчеркнул: «Всем нам вверена ответственность за единство святейшей нашей Церкви». Приветственная речь Варфоломея означала одно – князи поместных Церквей готовы к вселенской консолидации. Прошедший Синаксис предваряет Всеправославный Собор, подготовка которого осуществляется уже более полувека.

В тот же день Патриарх Кирилл напомнил участникам собрания, что точкой отчета в подготовке Всеправославного Собора является Родосское совещание 1961 года. Тогда же были согласованы перечень вопросов для обсуждения на Всеправославном Соборе, регламент работы предсоборных совещаний и проекты решений по восьми из десяти тем, которые будут вынесены на Собор.  Кроме того, Московский Патриарх произнес весьма загадочные слова о современном состоянии мирового христианства. Он обратил внимание собравшихся на вызовы современности: «Это и духовная губительность культа потребления, лежащего в основе экономического кризиса, поразившего многие страны христианского мира. Теперь уже, к сожалению, псевдохристианского мира». Реалии «псевдохристианского мира», в котором, очевидно, оказались и сами участники этого своеобразного вселенского предсоборного присутствия, не оставили никого равнодушными. Нравственный аспект современных церковных вопросов – любимейшая тема всех высочайших церковных конференций. Однако такая решительная формулировка еще нуждается в дальнейшем толковании.

На повестку дня была поставлена также тема церковной автокефалии (самовластия той или иной поместной Церкви). Напрасно думали некоторые светлые умы, что собрание Предстоятелей Церквей вызвано текущими событиями в Украине, влекущими за собою возможную украинскую церковную автокефалию. Совещание на Фанаре похоронило подобные надежды. На собрании не было делегаций двух признанных РПЦ поместных Церквей – Православной церкви Чешских земель и Словакии и Православной церкви в Америке. Не было делегации Японской автономной церкви. Все эти юрисдикции, находящиеся до сих пор в конфликте с Константинопольской Патриархией, не были даже заявлены. В контексте происходящего заявление Румынского Патриарха Даниила прозвучало приговором: собрание Предстоятелей Церквей – «это не Всеправославный Собор, а всеправославное изображение автокефальных Синодов, председателями которых являются Предстоятели, участвующие в Синаксисе». Количество автокефалий автоматически сузилось до тринадцати. Показательно, что, ввиду отсутствия по причине здоровья Антиохийского Патриарха Иоанна X, его место в богослужебных процессиях занял Московский Патриарх Кирилл, переместившийся на ступеньку выше, оказавшись на почетном четвертом месте вместо положенного пятого в соответствии с диптихом (порядком по старшинству Церкви).

9 марта, в первое воскресенье Великого поста, послание участников собрания Предстоятелей и представителей Православных церквей было оглашено за богослужением  в кафедральном соборе во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Фанаре. В послании был определен срок созыва будущего Всеправославного Собора: «Святой и великий Собор будет созван Вселенским Патриархом Варфоломеем в Константинополе в 2016 году, если не возникнет ничего неожиданного. Председателем Собора будет Вселенский Патриарх. Справа и слева от него будут восседать его собратья  – Предстоятели других автокефальных Церквей». В словах «если не возникнет ничего неожиданного» чувствуется некая неуверенность отцов собрания. В этой фразе кроется не просто провиденциальное суеверие, а именно боязнь высшей православной иерархии грядущих перемен в мировой политике. То же самое можно сказать и об общем впечатлении о Синаксисе.

Вадим Юрьевич Венедиктов – 
церковный историк, кандидат исторических наук

Источник:
НГ Религий 2014-03-12