Венедиктов В.Ю. Духовные ценности от отечественного производителя

К общественному обсуждению проекта историко-культурного стандарта

Министерство образования и науки России подготовило проект концепции нового учебно-методического комплекса (УМК) по отечественной истории. Это некий историко-культурный стандарт, включающий в себя всю российскую историю с древнейших времен до 2012 года. Стандарт этот собираются апробировать в российских школах. 

Основы данного стандарта уделяют первостепенное значение «освещению проблем духовной и культурной жизни России». По мнению авторов нового УМК, «учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности». Вот здесь и возникают первые вопросы. Совершенно неясно и невообразимо, как можно духовную ценность «произвести»? Переписать по-новому Нагорную проповедь Христа? Или выдать новую редакцию Корана? Получается, авторы УМК ставят «производство духовных ценностей» на поток. 

Важнейшей рекомендацией к УМК по отечественной истории является следующая (пункт 7 концептуальных основ историко-культурного стандарта): «История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории». Этот пункт с совершенной очевидностью указывает на то, что в новом учебнике церковно-историческому компоненту будет уделено значительное место. Обратимся к самому стандарту, состоящему из семи разделов, чтобы понять, насколько системно излагается в нем история религий. 

В начале первого раздела авторы вскользь упоминают о том, что «в конце X века на Руси было принято христианство в его восточном, православном варианте». Для учебника, претендующего на церковно-историческую роль, не мешало бы отметить, что христианство было принято на нашей земле постепенно, в течение как минимум двух столетий. И что под «восточным» вариантом следует понимать исключительно византийский вариант христианизации Руси с последующей духовной монополией греческого духовенства на территориях самой обширной и в то же время самой отдаленной епархии от Константинополя. 

Трудно также сказать, сколько времени и внимания авторы нового учебника собираются уделить языческим традициям Древней Руси, истории Хазарского каганата и Волжской Булгарии. Невооруженным глазом видно, что вся история средневековой Руси (колоссальный хронометраж IX–XV веков) расписана в первом разделе учебника очень скупо и скомканно, что весьма характерно для поверхностного, дилетантского ознакомления с историей. Показательно, что там нет даже упоминания о знаменитом споре двух монашеских школ средневековой Руси. Речь идет об иосифлянах и нестяжателях. Об Иосифе Волоцком и Ниле Сорском. Их письменные труды авторами УМК совершенно проигнорированы. Проигнорированы и интеллектуальные ереси конца XV – начала XVI века. Стригольников, «жидовствующих», будто бы и не было на Руси. 

Церковный раскол XVII века представлен опять же весьма скупо. На основании лишь никоновских реформ пятидесятых годов XVII столетия. Авторы не позаботились о том, чтобы дать учащимся представления о последствиях раскола. О Большом Московском Соборе 1666–1667 годов, на котором, кроме низложения Патриарха Никона, состоялось, по сути, беспрецедентное проклятие всей русской старины, и более того – всей русской истории. О последующих гонениях на старообрядцев в императорской России. О тяжком для них времени Николая I. О белокриницкой старообрядческой иерархии. Обо всем этом – ничего не прочитаешь в новом учебнике по «производству духовных ценностей»… 

Пятый раздел учебника посвящен «формированию и эволюции советской системы». Остается только догадываться, почему же авторы УМК проигнорировали ход знаменитого Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов? Не упомянули даже о восстановлении патриаршества в России. Полностью отсутствуют в учебнике персоналии Патриархов Тихона (Белавина) и Сергия (Страгородского). Ни слова о тех церковных конфликтах и противоборствах, которые существовали с самого начала власти большевиков. Ничего не узнаешь со страниц нового учебника о церковной партии «непоминающих» митрополита Сергия (Страгородского), об иосифлянах советского времени, об истинно-православных и катакомбном движении в Советской России 1930-х годов. Проигнорирован и Архиерейский Собор 1943 года, на котором состоялась интронизация Патриарха Сергия. Событие в высшей степени важное, семидесятилетний юбилей которого официально будет отмечаться осенью этого года. Так называемое церковное возрождение в России начиная с 1988 года авторами будто бы и не замечено. Нет ни малейшей попытки проанализировать ход церковных событий за последние 25 лет: со времен Поместного Собора 1988 года до наших дней. Замолчали церковные инциденты Украины, анафему над митрополитом Филаретом (Денисенко). Авторы не упомянули ни об одном Патриархе советского периода. 

Как видно, история православия и тем более других религий России отнюдь не «пронизывает» данное учебное пособие. Изложена эта история не систематически. Более того, авторы учебника допустили сознательное игнорирование основных церковных событий XX века. 

Возникает вопрос: нужно ли вообще учащимся данное пособие? Не проще ли тем школьникам, которые интересуются историей православия, полистать хотя бы вводный том к официальной «Православной энциклопедии». Это не только сэкономит время учителю и ученику, но и избавит общество от надоевшей дискуссии вокруг изучения истории православия в школе.  

Источник:
НГ Религий 2013-17-07