Шушкевич С.С. Беларусь: Конституция-96 – качество власти и жизни

Предлагаем вниманию читателей статью первого главы Республики Беларусь (1991-1994), доктора физико-математических наук, профессора, члена-корреспондента Национальной Академии Наук Беларуси, Председателя партии «Белорусская социал-демократическая Громада» Станислава Станиславовича Шушкевича, подготовленную автором специально для сайта ИСГИ.

* * *  

Наши эмоции старше нашего интеллекта 

Максим Горький

Предыстория

Страны бывшего СССР и Восточной Европы стремятся пройти путь становления правового демократического государства в более краткие сроки, чем страны Западной Европы. В плане законодательного обеспечения переход усложняет скромный профессионализм депутатов, отягощённый не всегда осознаваемой привязанностью к порочным идеалам. Виной тому – грубейшим образом навязанное неуважение к буржуазно-демократическим ценностям, которые в СССР считались пороками. В итоге законодательное творчество, особенно в деле создания основных законов, не всегда эффективно, а иногда и контрпродуктивно в плане стремления к демократизации и обеспечения защиты прав человека. 

Бывшие прибалтийские республики СССР имели преимущество. Они, фактически, возродили основные законы на базе предоккупационных, предусмотрев в них защиту от русскоязычного прессинга. В Латвии была восстановлена Конституция от 15 февраля 1922 года. Литва, базируясь на тексте предвоенной Конституции, приняла новый основной закон на референдуме 25 октября 1992 года. Конституция Эстонской Республики, принятая на референдуме 28 июня 1992 года, к которому были допущены только граждане Эстонской Республики, носит этноцентричный характер. Смыслом существования независимого государства провозглашено сохранение на века эстонской нации, языка, культуры. Такой подход не соответствовал требованиям Евросоюза, поэтому на референдуме 2003 года были определены особенности применения Конституции в связи с вступлением в ЕС. 

Примером наиболее взвешенного подхода к Конституции стала Польша, к слову, имевшая многовековой опыт конституционного творчества. В Польше сначала была принята так называемая Малая Конституция, которая внесла принципиальные изменения в законодательные предписания сталинского основного закона 1952 года и дала возможность польскому государству легально функционировать в 1990-97 гг. Нынешняя Конституция Республики Польша была одобрена на совместном заседании Сейма и Сената 2 апреля 1997 г. и принята польским народом в конституционном референдуме 25 мая того же года. После подписания Президентом 16 июля 1997 г. основной закон вступил в силу 17 октября 1997 г. Такой подход способствовал тому, что ничем особо не выделявшееся государство «народной демократии» стало высокоразвитой независимой европейской державой, сколь бы не оспаривали это её недоброжелатели. 

Белорусские депутаты Верховного Совета, декларируя разделение властей, по существу, оставались во власти категорически антидемократичного лозунга «Вся власть Советам!». Позднее место Советов занял Президент. Народные депутаты БССР начали конституционное творчество с внесения поправок в действующую Советскую Конституцию, а потом, не имея никакого иного опыта этого «конституционного творчества», решили быстро без всяких задержек принять новую Конституцию и на её основе строить благополучие граждан страны. Наши профессиональные белорусские специалисты по конституционному праву предупреждали о пагубности такого подхода, но их голос был заглушен большевистским хором вчерашних коммунистов-ленинцев. 

Порядок принятия 

Сначала предполагалось действовать в строгом соответствии с регламентом рассмотрения важнейших законодательных актов: первое чтение – принятие за основу, второе, третье чтение – строго постатейно большинством не менее 2/3 голосов от общего количества депутатов, поправки – только заблаговременно и только в письменной форме. Как председатель Верховного Совета я строго придерживался этих принципов. Так была принята 101 статья Конституции из 149, которые составили её в окончательном варианте. 21 января 1994 года я был отправлен в отставку. Одна из официальных причин – преднамеренное затягивание принятия новой Конституции. Возглавивший после меня парламент Вячеслав Гриб принял 10 статей, руководствуясь теми же принципами, но, хотя и имел юридическое образование, не смог устоять перед напором коммунистов и согласился действовать по-большевистски: 38 статей Конституции были приняты в окончательном варианте одним тайным голосованием бюллетенями. Тем не менее, даже при таком курьёзном принятии 38 статей Конституция, утверждённая 15 марта 1994 года, была достаточно демократичной, и достаточно корректно гарантирующей права человека. Одной из причин, проявившейся впоследствии беды, была возможность неоднозначного толкования отдельных положений Конституции-94, в частности, порядка проведения референдумов и утверждения выносимых на них вопросов. Этим воспользовались противники демократических преобразований, делавшие ставку на А. Лукашенко. Трудности переходного периода они преподносили как ошибочную политику парламента, а выносимые на референдум от имени Президента вопросы как способ решить все злободневные проблемы. 

Оболванивание населения монополизированными государством СМИ привели к тому, что референдум 14 мая 1995 года наделил Президента правом лишать парламент полномочий «в случае грубого нарушения Конституции». Причём и нарушения и грубость, фактически, определяет сам Президент. На референдуме 24 ноября 1996 года население отказалось от права избирать руководителей местной власти и от прозрачности финансирования всех ветвей власти. 

Наконец референдум 17 октября 2004 года, фактически, наделил А. Лукашенко правом быть пожизненным Президентом. 

Все три референдума «исправляли» Конституцию-94, причём так называемый парламент лишён права вносить исправления в принятые «исправления», это может быть сделано только через новый референдум. 

Итоги

Независимые юридические эксперты признали Конституцию-96 недемократичной, неподлежащей исправлению путём внесения поправок. В монополизированных государством СМИ не встречается даже слово «Конституция-96», а фигурирует достаточно демократичная «Конституция-94», и датой принятия действующего основного закона считается 15 марта 1994 года. Да, в действительности и там, и там декларируются демократические принципы типа разделения властей, независимости суда, уважения прав человека, только в варианте К-96 не предусмотрена возможность ими воспользоваться. Единственный человек, интересы которого защищены сегодняшней Конституцией Республики Беларусь – Президент страны. 

Как печальный итог подобного законотворчества – право пользоваться бесконтрольно госбюджетом, «утверждённое» референдумом, что позволяет вести большую пропагандистскую работу, как среди маргинальных российских журналистов, так и среди российских экономистов советского розлива. Они приглашаются в Минск за счёт белорусских налогоплательщиков, за их же счёт ублажаются и задабриваются, поэтому восторженно хвалят действующую власть. Как и в советское время в многочасовых речах главы государства приводятся показатели типа «тонн чугуна и стали на душу», которые убеждают непросвещённых в преимуществах существующего строя. Выступления Президента тщательно перерабатываются пропагандистским ведомством для белорусского телезрителя и читателя. Тем не менее, никакими показателями нельзя скрыть неопровержимые факты, например, катастрофическое обесценение белорусских денег, т.е. гигантский необъявленный инфляционный налог, выплачиваемый всеми гражданами Беларуси. Ничего подобного нет ни в одной стране СНГ, не говоря уже о Европе и цивилизованных странах вообще. По состоянию на 7 ноября 2013 года цена российского рубля составляла 285 рублей белорусских. Если учесть, что оба этих рубля в 1992 году имели одинаковую цену, равную стоимости советского рубля, а итоговая деноминация белорусского рубля была в 10 раз большей, чем деноминация рубля российского, то станет ясным, что со дня своего рождения белорусский рубль обесценился по сравнению с российским в 2850 раз! 

И последнее, говоря о разделении властей, декларируемом в статье 6 Конституции-96 РБ, популярно объяснить, кому сегодня подчинены все ветви власти, можно без заумного толкования целого ряда статей основного закона. Для наглядного примера следует привести лишь слова Президента в адрес губернатора и высших чиновников, сказанные им во время посещения предприятия в Борисове в начале ноября этого года: «Сейчас надену наручники – и пойдёте в камеру».

Станислав Станиславович Шушкевич, 
первый глава Республики Беларусь (1991-1994),
доктор физико-математических наук, профессор,
член-корреспондент Национальной Академии Наук Беларуси,
Председатель партии «Белорусская социал-демократическая Громада»